Реклама: |
|||
|
|||
ГлоссарийТермины, принятые на российском флотеААвтономность - длительность плавания без пополнения запасов топлива, воды и продовольствия.Акватория - ограниченный участок водной поверхности. Антициклон - область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра. Аксиометр - устройство, показывающее угол отклонения пера руля или оси гребного винта относительно диаметральной плоскости судна. Апсель - бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кечах, иолах). Арнесона привод (Arneson drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Вал имеет специальный шарнир равных угловых скоростей, расположенный за транцем. Этот шарнир позволяет отклонять ось вращения винта в двух плоскостях, осуществляя управление судном и регулирование наклона оси вращения относительно поверхности воды. Используется для высокоскоростных судов, обычно в варианте с противоположным вращением винтов. Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна. Ахтерштаг - снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму. Ахтерштевень - элемент набора судна; открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через А. проходят баллер руля и гребной вал. ББакен - плавучий знак, стоящий на якоре. Служит для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки, указания точек поворота.Бакштов - трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки. Балансирный руль - руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20 - 30 процентов всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины. Балласт - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т. д.). Баллер - вертикальный вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля (или поворотной насадкой), а в верхней части с румпелем. Банка - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для распорки бортов. 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров. Бар - 1. Единица давления. 2. Валообразная наносная отмель в прибрежных районах. Баржа - несамоходное грузовое судно. Бархоут - утолщенный пояс наружной обшивки в районе ватерлинии. Бегучий такелаж - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими. Бейдевинд - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90°. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45°, полный - больше 60°. Бензель - перевязка двух толстых тросов линем, или каболкой. Бермудский парус - прямоугольный, треугольный, косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет яхте идти в бейдевинд. Беседка - подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты. Бизань - нижний косой парус на бизань-мачте. Бизань-мачта - кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кече). Батоксы - линии на теоретическом чертеже судна, изображающие следы пересечения наружной поверхности корпуса рядом плоскостей, параллельных его диаметральной плоскости. Б. дают возможность объемно представить форму корпуса и предварительно определить некоторые свойства будущего судна. Батопорт - подвижная стенка сухого дока. Б. подводится к входу дока, плотно прилегает к его стенкам и по мере откачивания воды из дока прижимается давлением наружной воды. Береговые знаки - средства навигационного оборудования и знаки судоходной обстановки реки, устанавливаемые на берегу для ориентирования судоводителей. Бимс - элемент набора корпуса судна; поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служит основанием для палубы. Придает жесткость палубе и распределяет палубную нагрузку на борта, продольные переборки и пиллерсы. Битенг - металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов. Блиндоус - распорный шест для отклонения бакштагов. Блок - шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи. Блупер (бигбой) - вспомогательный косой "пузатый" парус, поднимаемый с подветра от спинакера. Боканцы - небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов яхты. Бон - закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или других специальных целей (заграждение, переправа и т. д.). Бора - сильный, порывистый холодный северо-восточный ветер, дующий со склонов гор у моря. Характерен для Новороссийска. Другое название - норд-ост. Бордсейлинг - плавание на доске под парусом (виндсерфинг, виндгляйдинг и т.д.). Борт - боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня. Блокшив (блокшип) - старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья. Бортовые огни (отличительные огни) - судовые сигнальные огни, левый - красного цвета, правый - зеленого цвета. Установлены таким образом, чтобы освещать дугу горизонта в 112,5 градусов от направления прямо по носу до направления в 22,5 градусов позади траверза соответствующего борта. Бочка - стальной поплавок (объемом до нескольких десятков кубических метров), поддерживающий свободный конец цепи, закрепленный на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна ("стоять на бочке"). Брандвахта - 1. Судно, поставленное на рейде в гавани или устье реки для наблюдения за движением судов и соблюдением ими правил судоходства, установленных для данного района. 2. Пост на берегу или судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта. 3. Судно для жилья экипажей земснарядов, водолазных станций и т. д. Брашпиль - палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъема якоря и выбирания тросов при швартовке. Бридель - якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т. д.). Бриз - ветер в прибрежных районах, который в течение суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море). Бросательный конец - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы. Брочинг - явление полной потери управляемости при попутных ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды. Брюканец - защитный чехол из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, препятствующий попаданию воды в корпус яхты. Буек - заякоренный поплавок. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй. Буй - плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и стоящий на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства. Буль - продольная надводная или подводная полость судна, служащая для придания ему дополнительной остойчивости или защиты от чего-либо. Буйреп - 1. Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2. Трос с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря и, при необходимости, для облегчения его отрыва от грунта. Буксировка - тяга буксируемого судна буксирующим с помощью буксирного троса, или методом толкания, или лагом (буксировка судна, ошвартованного бортом к буксиру). Буксировочный огонь - желтый огонь на корме буксирующего судна. Бульбкиль - конструкция плавникового киля парусного судна с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтекаемой формы. Бухта - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами. Бухта троса - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра. ВВалкость судна - отрицательное свойство судна крениться под воздействием незначительных внешних сил на большие углы и медленно возвращаться в положение равновесия. Валкость присуща судам с малой остойчивостью и является существенным недостатком.Ванты - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам, через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки), скрепленные с набором корпуса. Ватервейс - 1. Толстые деревянные брусья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов. Ватерлиния - линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Изменяется в зависимости от загрузки судна. Обозначается на корпусе границей двух цветов. Вахтенная служба (вахта) - основной вид дежурства на судах, обеспечивающее их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т. д. заносятся в вахтенный журнал. Вельпсы - ребра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса. Веретено якоря - продольный стержень якоря. Верп - вспомогательный, завозной якорь на судне. Верпование - передвижение посредством подтягивания к верпу, который занозят в нужное место на шлюпке. Вертлюг - шарнирное соединение, позволяющее рангоуту вращаться во всех направлениях. Веха - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика (или другой топовой фигуры). Взятие рифов - уменьшение площади паруса. Для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гик, а для прямых парусов - путем привязывания верхней части паруса к рею. Виндзейль - поворотная, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе. Водорез - передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений. Вооружение парусного судна - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. Различаются два основных вида парусного вооружения: косое - с парусами, параллельными диаметральной плоскости (ДП) корпуса, и прямое - с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна. Восстановление (швертбота или катамарана) - постановка швертбота (катамарана) на ровный киль, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль. Винт гребной - устройство для преобразования крутящего момента в упор - движущую силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом и некоторыми другими специфическими параметрами. Шаг винта - расстояние, на которое переместился бы гребной винт за один оборот в твердой среде (аналогично винту, вворачиваемому в отверстие с резьбой). Помимо винтов с постоянным шагом, встречаются В. г. с регулируемым шагом - гребной винт со встроенным в ступицу механизмом поворота лопастей на различные утлы относительно плоскости вращения для изменения тяговых характеристик винта. Внутренние водные пути - судоходные водные пути, полностью расположенные на территории одного государства (реки, озера, водохранилища). Внутренние воды - все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме территориальных вод): реки, озера, каналы, водохранилища и т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся территорией одного государства. Внутренние морские воды прибрежного государства - в международном праве морские воды, расположенные со стороны берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод. К В. м. в. относятся также моря, все побережье которых и оба берега пролива принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); воды портов, бухт, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мили. Водоизмещение судна - количество воды, вытесненное подводной частью плавающего судна, равное массе всего судна независимо от его размера, материала и формы. Водометный движитель (водомет) - движитель, в котором вода, поступающая в заборник, получает ускорение в насосе или от потока газов и выбрасывается через сопло, создавая тягу и заставляя судно двигаться. Выбирать - подтягивать снасть, обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить. Выгородка - вертикальная или наклонная перегородка, разделяющая объем отсека судна. Высота борта - одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель-шпангоуту. Высота надводного борта - разница между высотой борта и осадкой судна. ГГавань - защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.Гак - крюк, служащий для подъема или закрепления груза. Гакаборт - верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя. Гакабортный огонь - буксировочный огонь (желтый), выставляемый на корме буксирующего судна. Галфвинд - курс относительно ветра, когда угол между ДП парусного судна и направлением ветра составляет 90° (полветра). Гальюн - 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом, служившая гальюном на старинных парусных судах. Гальюнная фигура - носовая деревянная или бронзовая скульптура на старинных парусниках. Гандикап - коэффициент или измеряемая в секундах величина, используемая для сравнительной оценки результатов, показанных в гонках яхтами с различными гоночными баллами. Гаде - расположение судна относительно ветра. Левый Г. - ветер дует в левый борт, правый Г. - ветер дует в правый борт. Гафель - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Г. служит для растягивания по нему верхней гафельными, а оснастку судна с такими парусами - гафельным вооружением. Гельмпорт - вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно водонепроницаемо устанавливается гельмпортовая труба, в которой навешивается баллер руля. Генуя - большой широкий стаксель со шкотовым углом, заходящим за мачту яхты. Гик - горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого паруса и носит его название (грота-гик, бизань-гик и т. д.). Оснащается: гика-шкотом, топенантом, оттяжкой гика, завал-талями. Для растягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкот, бизань-шкот и т. д.), а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом. Глиссирование - режим движения судна, при котором под действием динамических сил воды изменяется его посадка - нос поднимается, а корма оседает, скорость хода при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование). Гидроакустический лаг - абсолютный лаг, работающий по принципу эхолота. Обеспечивает достаточную точность при глубинах, не превышающих 300 метров. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги. Гидродинамический лаг - относительный лаг, действие которого основано на учете величины напора встречного потока воды. В простейшем случае представляет собой две трубки, выведенные под днище судна. Отверстие одной из них направлено к носовой части судна, а другой - находится заподлицо с обшивкой. Скорость судна определяется по разности высот столбов воды в трубках. При скоростях более 5 км/ч и волнении менее 7 баллов может обеспечить измерения с погрешностью до 1 км/ч. Гидропривод - силовой привод каких-либо механизмов, состоящий из гидронасоса и гидромотора (гидроцилиндра), соединенных между собой трубопроводами для подачи рабочей жидкости (масла). На малых судах применяется для привода руля, лебедок и гребного винта. "Голубая лента" - приз в виде голубой ленты, учрежденный английской пароходной компанией "Кюнар Уайт Стар Лайн" в начале XIX века и присуждаемый самому быстроходному судну на линии Европа -Америка. Гринвич - пригород Лондона, где находилась основанная в 1657 году астрономическая обсерватория. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в 1884 году был принят за начальный в отсчете географических долгот и назван Гринвичским меридианом. От него также отсчитывается всемирное и поясное время. Грот - косой парус, поднимаемый на грот-мачте яхты с косым вооружением, или прямой, самый нижний парус на грот-мачте судна с прямым вооружением. Грот-мачта - вторая от носа и последующие, кроме кормовой, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или вторая, при равной высоте, на двухмачтовом судне; просто мачта, если она - одна. Грота-шкот - снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика. Д Девиация - (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стрелки, картушки) от направления магнитного меридиана под действием собственного магнитного поля судна. Дейдвуд - подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом и т. д. Дельные вещи - общее название некоторых деталей, входящих в оборудование судна. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т. д. Диаметральная плоскость - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна. Дифферент судна - наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды. Соответственно бывает Д. на корму и Д. на нос. Дрек - шлюпочный якорь. Дректов - якорный канат шлюпочного якоря. Дрейф - снос движущейся яхты с линии ее курса под влиянием ветра, без учета течения. ЖЖивучесть - способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.3Заложить - 1. Закрепить конец, трос. 2. Заложить галс {жарг.) - продолжительное движение одним галсом.Знаки навигационной обстановки - ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи). ИИллюминатор - застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты.Иол - тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства. Истинный курс - курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации. Излучина - изгиб русла реки. ККабельтов - расстояние в 1/10 морской мили (185,2 м).Камбуз - кухня на судне. Кавитация - образование в жидкости пузырьков, заполненных газом, паром или их смесью в результате местного уменьшения давления ниже критического значения. Попадая в область с высоким давлением, пузырьки лопаются, порождая ударные нагрузки, от которых разрушаются поверхности гребных винтов, лопасти рабочих колес насосов, подводных крыльев и т. п., что сокращает срок их службы, а также снижает КПД установки. Качка - колебания яхты под воздействием волн. Разделяется на продольную (килевую) и поперечную (бортовую). Каюта - жилое помещение на судне. Катер - общее название малых судов со стационарным двигателем и водоизмещением не более 40 тонн. Кардинальная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающих оконечности навигационных опасностей по сторонам света. Применяется исключительно на морских водных путях. Картушка - чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного меридиана. Катамаран - парусное судно с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью. Килеватость - характеристика поперечного профиля судна. Имеет числовую величину - угол килеватости. Корпус судна обычно характеризуется двумя углами килеватости - на миделе и на транце. Кнехт - металлическая конструкция, предназначенная для закрепления на ней швартовных концов. Устанавливается на причале или на судне. Корма - задняя оконечность судна. Плоский срез кормы - транец. Острая корма называется вельботной. Кран-балка - выстрел на фордеке для подъема якоря на борт. Киль - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна. Кильблок - элемент опорного устройства для стоянки яхты на суше. Кильватер - строй судов, идущих в одной линии друг за другом. Кильватерная струя - след на поверхности воды позади идущего судна. Кильсон - продольная связь днищевой части шпангоутов. Кипа - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса на лебедку, утку. Киповая планка - приспособление для изменения направления снастей и предохранения их от изломов. Кливер - 1. Косой треугольный парус, который ставится перед стакселем. Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2. Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком. Клотик - деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ мачты. Клюз - отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи. Клямсы - толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы. Кнехт - деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Кница - пластина треугольной или трапецевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна. Кноп - узел в виде утолщения на конце троса. Кокпит - открытое сверху пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Наиболее распространен самоотливной К. - со шпигатами или "форточками" в транце для слива излишков воды. Комингс - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в рубку или каюту. Компас (магнитный) - навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля. Компасный курс - курс яхты по компасу. Компромисс - тип корпуса балластированной килевой яхты со втягивающимся в подднищевой металлический отсек швертом. Конец - 1. Не металлический трос на яхте. 2. Собственно концы снасти, один из которых - коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый). Кранец - предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта. Хороший тон - убирать их на ходу внутрь, за фальшборт. Крейсерская скорость - условное название наиболее экономичной скорости судна. Крейсерское плавание - путешествие на яхте от порта до порта по определенному маршруту. Круговой огонь - огонь, освещающий дугу горизонта в 360 градусов. Крутой (острый) курс - бейдевинд. Круто ходить - возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде, не теряя хода. Противоположное -ходить полно. Кубрик - помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования. Курс судна - горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы. Курс яхты относительно ветра - угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса). Кэт - лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек. ЛЛавировка - передвижение яхты к цели, находящейся "наветру" курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом).Лаг - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают относительные лаги (измеряют скорость относительно воды) и абсолютные (относительно дна). Лагом - положение судов ошвартованных или "на ходу" относительно друг друга, когда они связаны "борт к борту". Лата - тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на бермудском парусе. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля. Латинское вооружение - косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку. Латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашенные в красный цвет, на левой - знаки, окрашенные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода. Л. с преимущественно используется на внутренних водных путях. Лебедка - механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных диаметров. Левентик - положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать. Леер - натянутый трос, используемый в качестве поручня. Лежать в дрейфе - находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения. Ликпаз - полузакрытый желоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса. Лоция - 1. Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне. 2. Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т. д. Лоцман - специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана. Люк - отверстие в палубе судна для прохода людей, освещения и вентиляции помещений. ММарка - 1. Способ заделки конца троса. 2. Отметка на снасти, лине.Маяк - навигационное сооружение с источником света и оригинальной характеристикой огня, служащее для определения местоположения судна. Маломерное судно - судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно - независимо от размера. Мидель-шпангоут (мидель) - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину. Миля морская - единица для измерения расстояний на море, равна длине дуги земного меридиана в 1 градус. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44 градуса 30 минут и составляет 1852 м, в Великобритании и Японии - 1853,18 м, в Италии - 1851,85 м. Международная морская миля равна 1852 м. Мористее - выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега, чем кто-либо другой. К примеру, фраза "пойдем мористее" означает "пойдем дальше от берега в открытом море". Моторесурс - время работы двигателя или другого механизма до их капитального ремонта. Измеряется в часах работы. Моторная лодка - маломерное судно с подвесным мотором. ННадводный борт - часть борта выше ватерлинии.На ходу - термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. Набор корпуса судна - совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна и опору для обшивки. Навал - касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предварительно собственную инерцию. Наветренный (борт, шкот и т. д.) - находящийся ближе к ветру. Противоположный борт - подветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер. Навигация - 1. Мореплавание, судоходство. 2. Раздел курса судовождения. Надстройка - закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Найтов - снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить. Настил палубы - ее жесткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т.д. Наутофон - электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных маяках. Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков. Нок - свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева. Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой. Нос - передняя оконечность судна. ООбводы корпуса - внешние очертания корпуса судна, во многом определяющие его ходовые качества, остойчивость, мореходность, массу корпуса, водоизмещение, пассажировместимость и т. д.Обсервация - определение места судна по наблюдениям объектов с известными графическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звезды и т.д.) Обшивка - материал поверхности борта судна. Оверкиль - опрокидывание судна вверх килем как результат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль - частая авария спортивных швертботов. Отработаны приемы их быстрого восстановления. Оверштаг - поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом. Огон - петля на конце троса. Одерживать - замедлять поворот судна, инерцию при швартовке, не допустить навал. Осадка - расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна. Остойчивость судна - способность судна, выведенного из положения равновесия внешними силами, вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил. Осушка - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра. Отмашка - способ сигнализации, применяемый для согласования бортов расхождения судов. Отмашку подают с борта расхождения, днем - белым флагом или белым импульсным огнем-вспышкой, ночью - миганием белого света. Световая отмашка располагается выше бортовых огней. Отвалить - отойти от причала или другого судна. Отдать - отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бросить его в воду и растравить якорный канат (цепь). ППал - 1. Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2. Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.Пайол - легкосъемный настил, прикрывающий днище судна. Патент-риф - устройство для взятия рифов, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика. Пеленг - угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги. Переборка - стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна. Перо руля - плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Располагается в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля. Перевальный знак (столб) - береговой знак судоходной обстановки, имеющий вид столба со щитом. Устанавливается по обоим берегам рек в местах, где судовой ход (фарватер) идет от одного берега к другому. Пиллерс - вертикальная стойка, являющаяся элементом корпусных конструкций, предназначена для восприятия и передачи вертикальных нагрузок. Устанавливается между палубами, опирается на такие элементы набора, как карленгсы, шпангоуты, стрингеры. Пирс - пристань на сваях, установленная под углом к линии берега. Планширь - планка (брус), ограничивающая фальшборт по верхней кромке. Плаз - место разбивки теоретического чертежа судна в натуральную величину, по которому изготавливают шаблоны листов наружной обшивки и шаблоны деталей набора. В любительском судостроении представляет собой ровный пол гаража, ангара, спортзала, выложенный листами плотного картона, фанеры или оргалита. Подветренный - см. Наветренный. Подволок - зашивка потолка во внутреннем помещении. Подзор - свес кормы судна. Подобрать - см. Выбирать. Полветра - курс галфвинд. Полный курс - курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть еще и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми). Полоса движения - определенный район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов. Понтон - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств. Посадка на мель - аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем. Привальный брус - брус, укрепляемый вдоль надводного борта. Предохраняет борт при навалах и во время стоянки. Поворотная насадка - массивное кольцо, закрепленное на баллере вместо руля. Помимо улучшения управляемости судна на малом ходу, увеличивает упор винта. Поворотно-откидная колонка (stern drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Конструктивно представляет собой механизм, расположенный за транцем, позволяющий оси вращения винта перемещаться в двух плоскостях: в горизонтальной - для управления судном и вертикальной - для регулирования угла наклона оси вращения относительно поверхности воды, а также для откидывания при наезде на препятствие аналогично подвесному мотору. Подвесной мотор - впервые появился в начале XX века. В настоящее время выпускается несколькими компаниями. Наиболее известны: Evinrude/Johnson (США), Honda (Япония), Mariner/Mercury (США), Mitsubisi (Япония), Nissan (Япония), Selva (Италия), Ruggerini (Италия), Suzuki (Япония), Tohatsu (Япония), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония). Диапазон мощностей от 2 до 300 л. с. Наибольшее распространение получили бензиновые двухтактные двигатели. Однако в последнее время, с введением в действие новых экологических норм, все шире производятся четырехтактные двигатели. Помимо лучших экологических показателей, они отличаются меньшим расходом топлива, низким уровнем шума и вибрации. Стоимость четырехтактных двигателей на 30 - 50 процентов выше. РРазрезной фок - парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней - фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).Раковина - боковой свес в кормовой части судна. Редан - уступ на днище корпуса быстроходных судов. Уменьшает площадь соприкосновения днища с водой при движении на больших скоростях. Реверсирование - изменение направления усилия механического движителя (винта, водомета) на противоположное. Регата - соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных классов яхт. Рейд - открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях. Релинг - 1. Жесткое металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхт и катеров. 2. Релинги - стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт. Риф - подводная или находящаяся чуть выше уровня воды скала на мелководье. Рифить паруса (брать, взять рифы) - уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и приемов. См. также Патент-риф. Рубка - сооружение на палубе судна, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т. д. Руль - конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля. Румб - единица плоского угла в навигации, равная 1/32 части окружности (11,25°). Румпель - рычаг, жестко закрепленный в верхней части баллера, перпендикулярно оси. Рундук - 1. Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2. Помещение на берегу для хранения судового имущества. Рым - металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ. Рында - особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол, что профессионалы считают неправильным. ССветовой люк - люк прямоугольной формы в палубе судна, огражденный комингсом.Скег - 1. Ограждающий вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах. 2. Окончание "ноги" подвесного мотора, предохраняющее гребной винт от повреждений о грунт. Слип - простейшее подъемно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт. Снасть - растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и используемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте. Снос - отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа. Система МАМС - единая система ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, принятая в ноябре 1980 года конференцией Международной ассоциации маячных служб (МАМС). Скула судна - место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище. В зависимости от формы скулы суда делят на суда с круглоскулыми и остроскулыми обводами. Круглоскулые суда имеют более легкий ход (за счет меньшей смачиваемой поверхности), повышенную прочность корпуса (из-за отсутствия точек концентрации напряжений). Остроскулые суда считаются более быстроходными, имеют увеличенную остойчивость на стоянке и малом ходу, позволяют лучше использовать внутренний объем корпуса. Остроскулые обводы также более пригодны для самостоятельной постройки, поскольку имеют более простую поверхность, разворачивающуюся на плоскость. Слань - съемный днищевый настил на маленькой шлюпке, катере и др. Спинакер - треугольный, симметричный или асимметричный, полноскроенный из легкой ткани передний парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом. Спутниковая навигационная система - GPS (global positioning system) - общее название систем, позволяющих получать точные координаты места, обрабатывая сигналы со специальных искусственных спутников Земли. Стаксель - ближайший к мачте косой передний парус. Створные знаки - береговые парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды и т. д.), предназначенные для указания направления, ширины фарватера, а также для разметки мерной линии. Стоп-анкер - вспомогательный запасной якорь, обычно уложенный на юте. Стопор - 1. Устройство для зажима ходового конца. 2. Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения ее выхлестывания из блока (кипы). Судовая роль - список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на яхте, фиксацией времени и порта прибытия/убытия, на бланке, где указано название судна и порт его приписки. Судовой ход - водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте. Судовые навигационные огни - основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. Сходня - переносной трап, используемый для схода на берег. ТТаблицы приливов - пособия, служащие для определения моментов наступления и высот приливов и отливов каждые сутки, а также высоты уровня прилива в любой момент времени в прибрежных районах. Такелаж - совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами. Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги) и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов (фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).Тали - тяговое, грузоподъемное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через которые проводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие. Талреп - вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прутка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.). Томбуй - поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. Соединен буйрепом с якорем. Тонна регистровая - 1 регистровая тонна соответствует 2,83 кубических метра (100 кубическим футам). Траверз - направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (его диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета называется траверзным расстоянием. Травить - ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное действие - выбирать. Транцевая плита - горизонтальная плита, устанавливаемая на транце для облегчения выхода на глиссирование и уменьшения ходового дифферента. Обычно имеет возможность регулирования угла наклона относительно транца, что позволяет добиться наиболее выгодного режима плавания при различных вариантах загрузки лодки или катера. Трап - лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъема людей со шлюпки, из воды. Трапеция - трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания экипажа за борт при откренивании (для противодействия ветровому кренящему моменту). Трейлер - прицеп к автомобилю для транспортировки катеров и яхт, их спуска и подъема из воды. Тренд - узел соединения лап и веретена якоря. Тримаран - трехкорпусное судно. Трос - канатно-веревочное изделие из естественных или искусственных волокнистых материалов или из стальной проволоки. Трюм - пространство в корпусе судна между внутренней обшивкой и пайолами. УУвалиться (под ветер) - изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился.Узел - принятая в мореплавании единица скорости, равная 1 морской миле в час. Уишбон - гнутый гик с обеих сторон паруса (на виндсерфере). Управляемость - способность яхты подчиняться управлению рулем и парусами. Во многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа. Устойчивость (на курсе) - способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа. Упорный подшипник - подшипник, воспринимающий и передающий на корпус судна осевой упор гребного винта на переднем и заднем ходу. В судовых двигателях небольшой мощности, как правило, встроен в корпус редуктора. Утка - специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов. Ффал - снасть, служащая для подъема отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр.Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фальшборт - легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и защиты ее от заливания. Фальшкиль - 1. Доски, брусья или металлические полосы, пришиваемые к килю судна для предохранения его от повреждений при ударе о грунт. 2. Тяжелый свинцовый или чугунный балластный киль на яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию. фарватер - безопасный проход для судов в районе навигационных опасностей. Фьорд - узкий, глубокий, разветвленный залив (бухта) с высокими скалистыми берегами. Фок-мачта - передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней. Фордевинд - 1. Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2. Поворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса. Фордек - носовая часть палубы судна. Форпик - носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки. Форштевень - деревянная или металлическая балка в носу судна, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса, в нижней части переходящая в киль. Фофан - разновидность гребной шлюпки. Фриборт - надводный борт судна. Футшток - шест или рейка с делениями для измерения глубины или наблюдения за уровнем воды в море, озере, реке. XХарактеристика огня - характер цвета и изменения свечения навигационного знака.Хват-тали - тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков. Ходить (на судне) - находиться на борту во время плавания. См. также - На ходу. Ходовые огни - уст. название судовых навигационных огней судна на ходу. Ходовой знак - береговой знак навигационного оборудования на реках, применяемый для указания судового хода (фарватера), расположенного в непосредственной близости от берега, на котором этот знак устанавливается. ЦЦентр бокового сопротивления - точка приложения равнодействующей гидродинамических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.Центровка яхты - уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности и центром бокового сопротивления яхты. Циклон - обширный воздушный вихрь вокруг области пониженного давления. Центр тяжести судна - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все элементы судна. ШШвартов - трос (цепь) для швартовки.Швартовка - совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки. Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки. Шверт - устройство в виде плавника, убирающегося в корпус швертбота (в швертовый колодец), обеспечивающее в опущенном положении устойчивость на курсе и уменьшение дрейфа. Швертбот - мелкосидящая яхта со швертом и подъемным, навесным пером руля. Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки. Шкимушгар - тонкий (не более 25 мм) просмоленный линь. Применяется в такелажных работах. Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру. Шлюп - тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт. Шлаг - один оборот троса вокруг чего-либо. Шпангоут - ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости. Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами. Шпигат - отверстие для стока воды в фальшборте или ватервейсе. Шпиль - большой ворот с вертикальной осью для выбирания якорь-цепи и швартовов. Шпор - нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта. Шпринг - продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа. Штаг - снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепляющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса. Штуртрос - трос, связывающий штурвал с румпелем. Шуга - мелкие куски рыхлого льда и комья снега, появляющиеся в воде перед ледоставом. Шхеры - прибрежная полоса моря или озера с большим числом островов, проливов, банок, скал и камней. Шхуна - парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмачтовых шхунах передняя мачта равна или ниже задней. ЭЭстуарий - залив в устье реки, в районе приливно-отливных течений.ЮЮт - надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы.ЯЯкорные огни (белые, круговые) - судовые отличительные огни на якорной стоянке.Ял - многовесельная (более двух) шлюпка военного флота. Яхта - судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тоннажа |
|||
©2007-2013 Яхтенный информационный портал Электронная почта: yahta@yahta.su Информация о проекте Реклама на сайте |
|