Yahta.Su - яхтенный информационный портал
Реклама:
ЯхтИмпорт - продажа яхт и катеров
Моторные яхты и катера Парусные яхты Моторы и двигатели Транспортировка яхт и катеров Яхтенная школа Форум На главную
Где научиться яхтингу?

Словарь яхтсмена
Яхта или катер?
Начало обучения
Основы яхтинга
Части парусной яхты
Курсы парусной яхты
Движение против ветра
Термины
Механика яхтинга
Управление яхтой

Подход к причалу
Растравить паруса

Глоссарий
Правила плавания по водным путям
Первый выход на воду
Все на борт!
Держите руки свободными
Запуск двигателей
Отход от причала
Угол установки двигателя
Время задрать нос
Тормоза на катере?!
Что такое "глубокое V"?
Время опустить нос
Неправильная установка мотора
Установка правильного угла
Вентиляция для винта
Тримминг на мелководье
Внимание оборотам!
Заправка вашего судна
Искусство и наука швартовки
Отход от слипа или причала
Легкий путь из гавани
Ветер к причалу





Глоссарий

Термины, принятые на российском флоте

А

Автономность - длительность плавания без пополнения запасов топлива, воды и продовольствия.
Акватория - ограниченный участок водной поверхности.
Антициклон - область высокого атмосферного давления с движением воздуха вокруг ее центра.
Аксиометр - устройство, показывающее угол отклонения пера руля или оси гребного винта относительно диаметральной плоскости судна.
Апсель - бизань-стаксель на двухмачтовых яхтах (кечах, иолах).
Арнесона привод (Arneson drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Вал имеет специальный шарнир равных угловых скоростей, расположенный за транцем. Этот шарнир позволяет отклонять ось вращения винта в двух плоскостях, осуществляя управление судном и регулирование наклона оси вращения относительно поверхности воды. Используется для высокоскоростных судов, обычно в варианте с противоположным вращением винтов.
Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна.
Ахтерштаг - снасть стоячего такелажа, раскрепляющая мачту от топа в корму.
Ахтерштевень - элемент набора судна; открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через А. проходят баллер руля и гребной вал.

Б

Бакен - плавучий знак, стоящий на якоре. Служит для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки, указания точек поворота.
Бакштов - трос, выпускаемый за корму стоящего на якоре судна, за который крепятся судовые катера и шлюпки.
Балансирный руль - руль, у которого часть плоскости пера (примерно 20 - 30 процентов всей площади) расположена впереди оси вращения руля. При перекладке такого руля встречные потоки воды своим давлением на балансирную часть содействуют отклонению руля, что позволяет уменьшить мощность рулевой машины.
Балласт - груз, размещаемый внутри или вне корпуса яхты, для обеспечения необходимой осадки и остойчивости. Разделяют на жидкий (топливо, вода) и твердый (укладываемый в корпус, заливаемый в фальшкиль и т. д.).
Баллер - вертикальный вал, жестко соединенный в нижней части с пером руля (или поворотной насадкой), а в верхней части с румпелем.
Банка - 1. Сиденье на небольших беспалубных лодках, одновременно служащее для распорки бортов. 2. Отдельно расположенная мель ограниченных размеров.
Бар - 1. Единица давления. 2. Валообразная наносная отмель в прибрежных районах.
Баржа - несамоходное грузовое судно.
Бархоут - утолщенный пояс наружной обшивки в районе ватерлинии.
Бегучий такелаж - снасти, служащие для постановки подвижного рангоута и парусов, а также для управления ими.
Бейдевинд - курс, когда угол между диаметральной плоскостью яхты и направлением ветра меньше 90°. Крутой бейдевинд - если угол меньше 45°, полный - больше 60°.
Бензель - перевязка двух толстых тросов линем, или каболкой.
Бермудский парус - прямоугольный, треугольный, косой парус, обладает высокими аэродинамическими характеристиками, позволяет яхте идти в бейдевинд.
Беседка - подвешенное сиденье (доска) для подъема человека на мачту или для работы за бортом яхты.
Бизань - нижний косой парус на бизань-мачте.
Бизань-мачта - кормовая мачта на многомачтовых парусниках, а также на двухмачтовых яхтах, если она ниже передней (на иоле, кече).
Батоксы - линии на теоретическом чертеже судна, изображающие следы пересечения наружной поверхности корпуса рядом плоскостей, параллельных его диаметральной плоскости. Б. дают возможность объемно представить форму корпуса и предварительно определить некоторые свойства будущего судна.
Батопорт - подвижная стенка сухого дока. Б. подводится к входу дока, плотно прилегает к его стенкам и по мере откачивания воды из дока прижимается давлением наружной воды.
Береговые знаки - средства навигационного оборудования и знаки судоходной обстановки реки, устанавливаемые на берегу для ориентирования судоводителей.
Бимс - элемент набора корпуса судна; поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служит основанием для палубы. Придает жесткость палубе и распределяет палубную нагрузку на борта, продольные переборки и пиллерсы.
Битенг - металлическая тумба на палубе крейсерской яхты для крепления тросов.
Блиндоус - распорный шест для отклонения бакштагов.
Блок - шкив с фиксированной осью и желобом по окружности для изменения направления тяги троса, цепи.
Блупер (бигбой) - вспомогательный косой "пузатый" парус, поднимаемый с подветра от спинакера.
Боканцы - небольшие выстрелы на баке для выноса на ветер фока-галсов или на юте для отвода и сохранения от перетирания о корпус и такелаж брасов яхты.
Бон - закрепленное на месте (к берегу, на якоре, за палы) плавучее, малопогруженное сооружение с настилом, предназначенное для швартовки маломерных судов или других специальных целей (заграждение, переправа и т. д.).
Бора - сильный, порывистый холодный северо-восточный ветер, дующий со склонов гор у моря. Характерен для Новороссийска. Другое название - норд-ост.
Бордсейлинг - плавание на доске под парусом (виндсерфинг, виндгляйдинг и т.д.).
Борт - боковая стенка (сторона) корпуса яхты от форштевня до ахтерштевня.
Блокшив (блокшип) - старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов, оборудования и используемое в качестве плавучего склада или жилья.
Бортовые огни (отличительные огни) - судовые сигнальные огни, левый - красного цвета, правый - зеленого цвета. Установлены таким образом, чтобы освещать дугу горизонта в 112,5 градусов от направления прямо по носу до направления в 22,5 градусов позади траверза соответствующего борта. Бочка - стальной поплавок (объемом до нескольких десятков кубических метров), поддерживающий свободный конец цепи, закрепленный на мертвом якоре. К рыму бочки крепят швартовы или якорную цепь судна ("стоять на бочке").
Брандвахта - 1. Судно, поставленное на рейде в гавани или устье реки для наблюдения за движением судов и соблюдением ими правил судоходства, установленных для данного района. 2. Пост на берегу или судне для наблюдения за пожарной безопасностью в районе порта. 3. Судно для жилья экипажей земснарядов, водолазных станций и т. д.
Брашпиль - палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъема якоря и выбирания тросов при швартовке.
Бридель - якорная цепь (трос), прикрепляемая коренным концом к мертвому якорю на грунте, а ходовым - к рейдовой швартовной бочке (бую, плав.пирсу, бону и т. д.).
Бриз - ветер в прибрежных районах, который в течение суток меняет свое направление под влиянием разностей температур поверхностей суши и воды (днем - с моря на сушу, ночью - с суши на море).
Бросательный конец - легкий трос с грузом (легостью) на конце. С его помощью подаются швартовы.
Брочинг - явление полной потери управляемости при попутных ветрах, когда яхта резко заваливается через скулу, а руль выходит из воды.
Брюканец - защитный чехол из водонепроницаемой ткани вокруг мачты в районе пяртнерса, препятствующий попаданию воды в корпус яхты.
Буек - заякоренный поплавок. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.
Буй - плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и стоящий на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.
Буль - продольная надводная или подводная полость судна, служащая для придания ему дополнительной остойчивости или защиты от чего-либо.
Буйреп - 1. Трос, связывающий буй с мертвым якорем. 2. Трос с плавучестью (томбуем) на поверхности и коренным концом на тренде якоря, для обозначения места отдачи якоря и, при необходимости, для облегчения его отрыва от грунта.
Буксировка - тяга буксируемого судна буксирующим с помощью буксирного троса, или методом толкания, или лагом (буксировка судна, ошвартованного бортом к буксиру).
Буксировочный огонь - желтый огонь на корме буксирующего судна.
Бульбкиль - конструкция плавникового киля парусного судна с прикрепленным к нижней кромке тяжелым балластом (бульбом) обтекаемой формы.
Бухта - небольшой залив, отделенный от моря мысами или островами.
Бухта троса - 1. Трос или снасть, свернутая кругами или восьмерками. 2. Упаковка нового троса в виде полого цилиндра.

В

Валкость судна - отрицательное свойство судна крениться под воздействием незначительных внешних сил на большие углы и медленно возвращаться в положение равновесия. Валкость присуща судам с малой остойчивостью и является существенным недостатком.
Ванты - снасти стоячего такелажа, раскрепляющие мачту с бортов. Нижние концы вант крепятся к талрепам, через которые нагрузки передаются на вант-путенсы (специальные оковки), скрепленные с набором корпуса.
Ватервейс - 1. Толстые деревянные брусья, идущие по бортам яхты и составляющие часть палубного настила. 2. Водопроток на открытой палубе вдоль бортов.
Ватерлиния - линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Изменяется в зависимости от загрузки судна. Обозначается на корпусе границей двух цветов.
Вахтенная служба (вахта) - основной вид дежурства на судах, обеспечивающее их плавание, безопасность и живучесть. Все сведения об эксплуатации судна, работе его механизмов, изменениях в личном составе и т. д. заносятся в вахтенный журнал.
Вельпсы - ребра на барабане шпиля (брашпиля), препятствующие скольжению троса.
Веретено якоря - продольный стержень якоря.
Верп - вспомогательный, завозной якорь на судне.
Верпование - передвижение посредством подтягивания к верпу, который занозят в нужное место на шлюпке.
Вертлюг - шарнирное соединение, позволяющее рангоуту вращаться во всех направлениях.
Веха - плавучий знак навигационной обстановки, предназначенный для ограждения опасностей и указания сторон фарватера. Состоит из шеста на шприт-бакене и голика (или другой топовой фигуры).
Взятие рифов - уменьшение площади паруса. Для косых парусов - путем увязывания нижней части рифштертами или наматыванием ее на гик, а для прямых парусов - путем привязывания верхней части паруса к рею.
Виндзейль - поворотная, наискось срезанная вентиляционная труба на палубе.
Водорез - передняя часть форштевня, защищающая его от повреждений.
Вооружение парусного судна - совокупность парусов, рангоута, такелажа, палубных механизмов и дельных вещей, предназначенных для постановки, уборки и управления парусами. Различаются два основных вида парусного вооружения: косое - с парусами, параллельными диаметральной плоскости (ДП) корпуса, и прямое - с парусами на реях, перпендикулярно ДП судна.
Восстановление (швертбота или катамарана) - постановка швертбота (катамарана) на ровный киль, когда он лег парусами на воду или совершил поворот оверкиль.
Винт гребной - устройство для преобразования крутящего момента в упор - движущую силу, передаваемую судну. Характеризуется количеством лопастей, диаметром, шагом и некоторыми другими специфическими параметрами. Шаг винта - расстояние, на которое переместился бы гребной винт за один оборот в твердой среде (аналогично винту, вворачиваемому в отверстие с резьбой). Помимо винтов с постоянным шагом, встречаются В. г. с регулируемым шагом - гребной винт со встроенным в ступицу механизмом поворота лопастей на различные утлы относительно плоскости вращения для изменения тяговых характеристик винта.
Внутренние водные пути - судоходные водные пути, полностью расположенные на территории одного государства (реки, озера, водохранилища).
Внутренние воды - все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме территориальных вод): реки, озера, каналы, водохранилища и т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся территорией одного государства.
Внутренние морские воды прибрежного государства - в международном праве морские воды, расположенные со стороны берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод. К В. м. в. относятся также моря, все побережье которых и оба берега пролива принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); воды портов, бухт, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 мили.
Водоизмещение судна - количество воды, вытесненное подводной частью плавающего судна, равное массе всего судна независимо от его размера, материала и формы. Водометный движитель (водомет) - движитель, в котором вода, поступающая в заборник, получает ускорение в насосе или от потока газов и выбрасывается через сопло, создавая тягу и заставляя судно двигаться.
Выбирать - подтягивать снасть, обеспечивая ее натяжение. Противоположное действие - травить.
Выгородка - вертикальная или наклонная перегородка, разделяющая объем отсека судна.
Высота борта - одно из главных размерений судна; расстояние по вертикали от верхней кромки горизонтального киля до нижней поверхности верхней палубы, измеряемое по мидель-шпангоуту.
Высота надводного борта - разница между высотой борта и осадкой судна.

Г

Гавань - защищенная от волн прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов.
Гак - крюк, служащий для подъема или закрепления груза.
Гакаборт - верхняя часть кормы или кормовой надстройки, от раковины до планширя.
Гакабортный огонь - буксировочный огонь (желтый), выставляемый на корме буксирующего судна.
Галфвинд - курс относительно ветра, когда угол между ДП парусного судна и направлением ветра составляет 90° (полветра).
Гальюн - 1. Туалет на яхте. 2. Площадка над водорезом, служившая гальюном на старинных парусных судах.
Гальюнная фигура - носовая деревянная или бронзовая скульптура на старинных парусниках.
Гандикап - коэффициент или измеряемая в секундах величина, используемая для сравнительной оценки результатов, показанных в гонках яхтами с различными гоночными баллами.
Гаде - расположение судна относительно ветра. Левый Г. - ветер дует в левый борт, правый Г. - ветер дует в правый борт.
Гафель - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в нее пяткой. Г. служит для растягивания по нему верхней гафельными, а оснастку судна с такими парусами - гафельным вооружением.
Гельмпорт - вырез в нижней части кормы или ахтерштевне судна для проводки баллера руля. Над гельмпортом обычно водонепроницаемо устанавливается гельмпортовая труба, в которой навешивается баллер руля.
Генуя - большой широкий стаксель со шкотовым углом, заходящим за мачту яхты.
Гик - горизонтальное рангоутное дерево, опирающееся пяткой в мачту через вертлюг (для парусов - в корму от мачты). Служит для растягивания нижней шкаторины косого паруса и носит его название (грота-гик, бизань-гик и т. д.). Оснащается: гика-шкотом, топенантом, оттяжкой гика, завал-талями. Для растягивания нижней шкаторины гик оснащается шкотом (грота-шкот, бизань-шкот и т. д.), а для взятия рифов - шкентелями и риф-талями. Особая оснастка у гика с патент-рифом.
Глиссирование - режим движения судна, при котором под действием динамических сил воды изменяется его посадка - нос поднимается, а корма оседает, скорость хода при этом увеличивается (судно выходит на глиссирование).
Гидроакустический лаг - абсолютный лаг, работающий по принципу эхолота. Обеспечивает достаточную точность при глубинах, не превышающих 300 метров. Различают доплеровские и корреляционные гидроакустические лаги.
Гидродинамический лаг - относительный лаг, действие которого основано на учете величины напора встречного потока воды. В простейшем случае представляет собой две трубки, выведенные под днище судна. Отверстие одной из них направлено к носовой части судна, а другой - находится заподлицо с обшивкой. Скорость судна определяется по разности высот столбов воды в трубках. При скоростях более 5 км/ч и волнении менее 7 баллов может обеспечить измерения с погрешностью до 1 км/ч.
Гидропривод - силовой привод каких-либо механизмов, состоящий из гидронасоса и гидромотора (гидроцилиндра), соединенных между собой трубопроводами для подачи рабочей жидкости (масла). На малых судах применяется для привода руля, лебедок и гребного винта.
"Голубая лента" - приз в виде голубой ленты, учрежденный английской пароходной компанией "Кюнар Уайт Стар Лайн" в начале XIX века и присуждаемый самому быстроходному судну на линии Европа -Америка.
Гринвич - пригород Лондона, где находилась основанная в 1657 году астрономическая обсерватория. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, в 1884 году был принят за начальный в отсчете географических долгот и назван Гринвичским меридианом. От него также отсчитывается всемирное и поясное время.
Грот - косой парус, поднимаемый на грот-мачте яхты с косым вооружением, или прямой, самый нижний парус на грот-мачте судна с прямым вооружением.
Грот-мачта - вторая от носа и последующие, кроме кормовой, мачты на многомачтовом парусном судне; средняя мачта на трехмачтовом судне; более высокая или вторая, при равной высоте, на двухмачтовом судне; просто мачта, если она - одна. Грота-шкот - снасть, растягивающая нижнюю шкаторину грота вдоль гика.
Д
Девиация - (у магнитного компаса) отклонение чувствительного элемента (магнитной стрелки, картушки) от направления магнитного меридиана под действием собственного магнитного поля судна.
Дейдвуд - подводная часть кормового или носового заострений судна в месте сопряжения киля с ахтерштевнем или форштевнем. На яхтах плотно заполняется деревом, пластиком, цементом и т. д.
Дельные вещи - общее название некоторых деталей, входящих в оборудование судна. К дельным вещам относятся клюзы, утки, киповые планки, двери, люки, комингсы, леерные стойки, иллюминаторы, шпигаты, кнехты, трапы и т. д.
Диаметральная плоскость - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
Дифферент судна - наклон корабля в продольной вертикальной плоскости относительно поверхности воды. Соответственно бывает Д. на корму и Д. на нос.
Дрек - шлюпочный якорь.
Дректов - якорный канат шлюпочного якоря.
Дрейф - снос движущейся яхты с линии ее курса под влиянием ветра, без учета течения.

Ж

Живучесть - способность судна при повреждении сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества. Обеспечивается непотопляемостью, пожаробезопасностью, надежностью технических средств и подготовленностью экипажа.

3

Заложить - 1. Закрепить конец, трос. 2. Заложить галс {жарг.) - продолжительное движение одним галсом.
Знаки навигационной обстановки - ориентиры и сооружения, служащие для обеспечения безопасности плавания судов (маяки, створные знаки, буи, бакены, вехи).

И

Иллюминатор - застекленное отверстие в борту, надстройке, верхней палубе яхты.
Иол - тип вооружения двухмачтовой парусной яхты с бизань-мачтой позади рулевого устройства.
Истинный курс - курс яхты с учетом магнитного склонения и девиации. Излучина - изгиб русла реки.

К

Кабельтов - расстояние в 1/10 морской мили (185,2 м).
Камбуз - кухня на судне.
Кавитация - образование в жидкости пузырьков, заполненных газом, паром или их смесью в результате местного уменьшения давления ниже критического значения. Попадая в область с высоким давлением, пузырьки лопаются, порождая ударные нагрузки, от которых разрушаются поверхности гребных винтов, лопасти рабочих колес насосов, подводных крыльев и т. п., что сокращает срок их службы, а также снижает КПД установки.
Качка - колебания яхты под воздействием волн. Разделяется на продольную (килевую) и поперечную (бортовую).
Каюта - жилое помещение на судне.
Катер - общее название малых судов со стационарным двигателем и водоизмещением не более 40 тонн.
Кардинальная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающих оконечности навигационных опасностей по сторонам света. Применяется исключительно на морских водных путях. Картушка - чувствительный элемент магнитного компаса, определяющий направление магнитного меридиана.
Катамаран - парусное судно с двумя соединенными по палубам, параллельно расположенными корпусами. Обладает повышенной поперечной остойчивостью.
Килеватость - характеристика поперечного профиля судна. Имеет числовую величину - угол килеватости. Корпус судна обычно характеризуется двумя углами килеватости - на миделе и на транце.
Кнехт - металлическая конструкция, предназначенная для закрепления на ней швартовных концов. Устанавливается на причале или на судне.
Корма - задняя оконечность судна. Плоский срез кормы - транец. Острая корма называется вельботной.
Кран-балка - выстрел на фордеке для подъема якоря на борт.
Киль - основная балка продольного набора, лежащая в ДП судна.
Кильблок - элемент опорного устройства для стоянки яхты на суше.
Кильватер - строй судов, идущих в одной линии друг за другом.
Кильватерная струя - след на поверхности воды позади идущего судна.
Кильсон - продольная связь днищевой части шпангоутов.
Кипа - отводное устройство на палубе для проводки шкота переднего паруса на лебедку, утку.
Киповая планка - приспособление для изменения направления снастей и предохранения их от изломов.
Кливер - 1. Косой треугольный парус, который ставится перед стакселем. Следующий перед ним парус называется бом-кливер. Если кливер ставится без крепления к штагу (со свободной передней шкаториной), то его называют летучим. 2. Передний парус на шлюпке, оснащенной разрезным фоком.
Клотик - деревянная или металлическая глухая шайба, надеваемая на топ мачты.
Клюз - отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
Клямсы - толстые поясья, укрепляемые с внутренней стороны борта судна, на которые кладут бимсы.
Кнехт - деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе.
Кница - пластина треугольной или трапецевидной формы, соединяющая сходящиеся под углом балки набора корпуса судна.
Кноп - узел в виде утолщения на конце троса.
Кокпит - открытое сверху пространство на яхте для работы экипажа на ходу. Наиболее распространен самоотливной К. - со шпигатами или "форточками" в транце для слива излишков воды.
Комингс - вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна, а также порог у входа в рубку или каюту.
Компас (магнитный) - навигационный прибор, работа которого основана на использовании свойства магнитной стрелки устанавливаться по направлению силовых линий внешнего магнитного поля.
Компасный курс - курс яхты по компасу.
Компромисс - тип корпуса балластированной килевой яхты со втягивающимся в подднищевой металлический отсек швертом.
Конец - 1. Не металлический трос на яхте. 2. Собственно концы снасти, один из которых - коренной (закрепленный), а другой - ходовой (перемещаемый).
Кранец - предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта. Хороший тон - убирать их на ходу внутрь, за фальшборт.
Крейсерская скорость - условное название наиболее экономичной скорости судна. Крейсерское плавание - путешествие на яхте от порта до порта по определенному маршруту.
Круговой огонь - огонь, освещающий дугу горизонта в 360 градусов.
Крутой (острый) курс - бейдевинд. Круто ходить - возможность удерживать яхту на крутом бейдевинде, не теряя хода. Противоположное -ходить полно.
Кубрик - помещение на яхте для размещения экипажа и оборудования.
Курс судна - горизонтальный угол между северной частью меридиана и направлением движения. Различают компасный (КК), магнитный (МК) и истинный (ИК) курсы.
Курс яхты относительно ветра - угол между направлением ветра и ДП яхты. Различают: бейдевинд, галфвинд, бакштаг и фордевинд (правого или левого галса).
Кэт - лодка с косым гротом и вращающейся мачтой, вынесенной на фордек.

Л

Лавировка - передвижение яхты к цели, находящейся "наветру" курсами бейдевинд, периодически меняя галсы (зигзагом).
Лаг - навигационный прибор для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Различают относительные лаги (измеряют скорость относительно воды) и абсолютные (относительно дна).
Лагом - положение судов ошвартованных или "на ходу" относительно друг друга, когда они связаны "борт к борту".
Лата - тонкая, плоская гибкая рейка из дерева или пластика, вставляемая в латкарман, нашитый от задней шкаторины на бермудском парусе. Служит для придания парусу правильного аэродинамического профиля. Латинское вооружение - косое вооружение с треугольным парусом, крепящимся к длинному, наклонному рейку.
Латеральная система - система расстановки навигационных знаков, обозначающая левую и правую кромку судового хода или его ось. На правой кромке судового хода устанавливают знаки, окрашенные в красный цвет, на левой - знаки, окрашенные в белый (на реках) или черный (на водохранилищах и озерах) цвет. Ось судового хода обозначается створами - парными знаками, установленными на берегу, которые задают прямую линию, на определенном отрезке совпадающую с осью судового хода. В некоторых случаях створы обозначают и границы судового хода. Л. с преимущественно используется на внутренних водных путях.
Лебедка - механизм для увеличения тяги при выбирании снастей за счет передачи усилий через шестерни различных диаметров.
Левентик - положение яхты носом против ветра, когда паруса перестают работать.
Леер - натянутый трос, используемый в качестве поручня.
Лежать в дрейфе - находиться под воздействием внешних сил (ветер, течение), не используя их для целенаправленного движения.
Ликпаз - полузакрытый желоб на (в) рангоутном дереве, в который заводится ликтрос или ползуны шкаторины паруса, что обеспечивает быструю и удобную постановку и уборку паруса.
Лоция - 1. Раздел судовождения, изучающий условия плавания в водном бассейне. 2. Название навигационного пособия, содержащего подробное описание отдельных районов водных бассейнов, их берегов, навигационной обстановки и т. д.
Лоцман - специалист по проводке судов в определенном районе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коей мере не подменяет капитана.
Люк - отверстие в палубе судна для прохода людей, освещения и вентиляции помещений.

М

Марка - 1. Способ заделки конца троса. 2. Отметка на снасти, лине.
Маяк - навигационное сооружение с источником света и оригинальной характеристикой огня, служащее для определения местоположения судна.
Маломерное судно - судно, длина которого менее 7 м, а гребное судно - независимо от размера.
Мидель-шпангоут (мидель) - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной, поперечной плоскостью, делящей пополам его теоретическую длину.
Миля морская - единица для измерения расстояний на море, равна длине дуги земного меридиана в 1 градус. В различных странах миля определяется на разных широтах, поэтому она имеет неодинаковые значения. В России морская миля берется по широте 44 градуса 30 минут и составляет 1852 м, в Великобритании и Японии - 1853,18 м, в Италии - 1851,85 м. Международная морская миля равна 1852 м.
Мористее - выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега, чем кто-либо другой. К примеру, фраза "пойдем мористее" означает "пойдем дальше от берега в открытом море".
Моторесурс - время работы двигателя или другого механизма до их капитального ремонта. Измеряется в часах работы.
Моторная лодка - маломерное судно с подвесным мотором.

Н

Надводный борт - часть борта выше ватерлинии.
На ходу - термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели.
Набор корпуса судна - совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна и опору для обшивки.
Навал - касание корпусом судна причала или борта другого судна, не погасив предварительно собственную инерцию.
Наветренный (борт, шкот и т. д.) - находящийся ближе к ветру. Противоположный борт - подветренный. Находиться наветру - быть с той стороны, откуда дует ветер.
Навигация - 1. Мореплавание, судоходство. 2. Раздел курса судовождения.
Надстройка - закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта.
Найтов - снасть для закрепления оборудования и имущества. Найтовить - крепить.
Настил палубы - ее жесткое покрытие деревом, металлом, пластиком и т.д.
Наутофон - электромагнитный звукоизлучатель, работает в тумане на отдельных маяках.
Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и остойчивость при затоплении одного или нескольких отсеков.
Нок - свободный конец любого горизонтального или наклонного рангоутного дерева. Другой конец, который упирается в мачту, называется пяткой.
Нос - передняя оконечность судна.

О

Обводы корпуса - внешние очертания корпуса судна, во многом определяющие его ходовые качества, остойчивость, мореходность, массу корпуса, водоизмещение, пассажировместимость и т. д.
Обсервация - определение места судна по наблюдениям объектов с известными графическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звезды и т.д.)
Обшивка - материал поверхности борта судна.
Оверкиль - опрокидывание судна вверх килем как результат неудачного маневра или падения с крутой волны. Оверкиль - частая авария спортивных швертботов. Отработаны приемы их быстрого восстановления.
Оверштаг - поворот, когда яхта меняет галс с пересечением линии ветра носом.
Огон - петля на конце троса.
Одерживать - замедлять поворот судна, инерцию при швартовке, не допустить навал.
Осадка - расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.
Остойчивость судна - способность судна, выведенного из положения равновесия внешними силами, вновь возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия этих сил.
Осушка - часть берега или отмель, обнажающаяся во время отлива или сгона воды под действием ветра.
Отмашка - способ сигнализации, применяемый для согласования бортов расхождения судов. Отмашку подают с борта расхождения, днем - белым флагом или белым импульсным огнем-вспышкой, ночью - миганием белого света. Световая отмашка располагается выше бортовых огней.
Отвалить - отойти от причала или другого судна.
Отдать - отвязать, открепить, полностью растравить снасть, конец. Отдать якорь - бросить его в воду и растравить якорный канат (цепь).

П

Пал - 1. Гидротехническое сооружение в виде отдельной опоры, предназначенное для ошвартовки бонов, судов. 2. Металлический брусок, препятствующий обратному вращению шпиля.
Пайол - легкосъемный настил, прикрывающий днище судна.
Патент-риф - устройство для взятия рифов, позволяющее наматывать парус на гик или на стержень внутри гика.
Пеленг - угол между вертикальной плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и наблюдаемый объект. Аналогично курсам, различают компасный (КП), магнитный (МП) и истинный (ИП) пеленги.
Переборка - стенка, разделяющая внутреннее пространство судна на отсеки (помещения), а также наружная стенка надстройки или рубки. Несущая переборка участвует в обеспечении общей прочности корпуса, водонепроницаемая - в обеспечении непотопляемости судна.
Перо руля - плоский или профилированный элемент руля, обеспечивающий создание поперечной силы и момента, необходимых для управления яхтой. Располагается в районе кормы и жестко соединяется с баллером руля.
Перевальный знак (столб) - береговой знак судоходной обстановки, имеющий вид столба со щитом. Устанавливается по обоим берегам рек в местах, где судовой ход (фарватер) идет от одного берега к другому.
Пиллерс - вертикальная стойка, являющаяся элементом корпусных конструкций, предназначена для восприятия и передачи вертикальных нагрузок. Устанавливается между палубами, опирается на такие элементы набора, как карленгсы, шпангоуты, стрингеры.
Пирс - пристань на сваях, установленная под углом к линии берега.
Планширь - планка (брус), ограничивающая фальшборт по верхней кромке.
Плаз - место разбивки теоретического чертежа судна в натуральную величину, по которому изготавливают шаблоны листов наружной обшивки и шаблоны деталей набора. В любительском судостроении представляет собой ровный пол гаража, ангара, спортзала, выложенный листами плотного картона, фанеры или оргалита.
Подветренный - см. Наветренный.
Подволок - зашивка потолка во внутреннем помещении.
Подзор - свес кормы судна.
Подобрать - см. Выбирать.
Полветра - курс галфвинд.
Полный курс - курсы фордевинд и бакштаг. В свою очередь, такие курсы, как бейдевинд и бакштаг, могут быть еще и полными (ближе к ветру) и крутыми (острыми).
Полоса движения - определенный район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов.
Понтон - плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств.
Посадка на мель - аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.
Привальный брус - брус, укрепляемый вдоль надводного борта. Предохраняет борт при навалах и во время стоянки.
Поворотная насадка - массивное кольцо, закрепленное на баллере вместо руля. Помимо улучшения управляемости судна на малом ходу, увеличивает упор винта.
Поворотно-откидная колонка (stern drive) - трансмиссия с горизонтальным валом, пересекающим транец. Конструктивно представляет собой механизм, расположенный за транцем, позволяющий оси вращения винта перемещаться в двух плоскостях: в горизонтальной - для управления судном и вертикальной - для регулирования угла наклона оси вращения относительно поверхности воды, а также для откидывания при наезде на препятствие аналогично подвесному мотору.
Подвесной мотор - впервые появился в начале XX века. В настоящее время выпускается несколькими компаниями. Наиболее известны: Evinrude/Johnson (США), Honda (Япония), Mariner/Mercury (США), Mitsubisi (Япония), Nissan (Япония), Selva (Италия), Ruggerini (Италия), Suzuki (Япония), Tohatsu (Япония), Yamaha (Япония), Yanmar (Япония). Диапазон мощностей от 2 до 300 л. с. Наибольшее распространение получили бензиновые двухтактные двигатели. Однако в последнее время, с введением в действие новых экологических норм, все шире производятся четырехтактные двигатели. Помимо лучших экологических показателей, они отличаются меньшим расходом топлива, низким уровнем шума и вибрации. Стоимость четырехтактных двигателей на 30 - 50 процентов выше.

Р

Разрезной фок - парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней - фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).
Раковина - боковой свес в кормовой части судна.
Редан - уступ на днище корпуса быстроходных судов. Уменьшает площадь соприкосновения днища с водой при движении на больших скоростях.
Реверсирование - изменение направления усилия механического движителя (винта, водомета) на противоположное.
Регата - соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных классов яхт.
Рейд - открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
Релинг - 1. Жесткое металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхт и катеров. 2. Релинги - стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт.
Риф - подводная или находящаяся чуть выше уровня воды скала на мелководье.
Рифить паруса (брать, взять рифы) - уменьшать площади парусов с помощью специальных устройств, снастей и приемов. См. также Патент-риф.
Рубка - сооружение на палубе судна, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т. д.
Руль - конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
Румб - единица плоского угла в навигации, равная 1/32 части окружности (11,25°).
Румпель - рычаг, жестко закрепленный в верхней части баллера, перпендикулярно оси.
Рундук - 1. Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2. Помещение на берегу для хранения судового имущества.
Рым - металлическое кольцо. В зависимости от места крепления предназначается для швартовки судов, выполнения такелажных работ.
Рында - особый бой в корабельный колокол. Чаще всего, однако, рындой называют сам судовой колокол, что профессионалы считают неправильным.

С

Световой люк - люк прямоугольной формы в палубе судна, огражденный комингсом.
Скег - 1. Ограждающий вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах. 2. Окончание "ноги" подвесного мотора, предохраняющее гребной винт от повреждений о грунт.
Слип - простейшее подъемно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.
Снасть - растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и используемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.
Снос - отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.
Система МАМС - единая система ограждения навигационных опасностей плавучими предостерегательными знаками, принятая в ноябре 1980 года конференцией Международной ассоциации маячных служб (МАМС).
Скула судна - место наиболее крутого изгиба борта, переходящего в днище. В зависимости от формы скулы суда делят на суда с круглоскулыми и остроскулыми обводами. Круглоскулые суда имеют более легкий ход (за счет меньшей смачиваемой поверхности), повышенную прочность корпуса (из-за отсутствия точек концентрации напряжений). Остроскулые суда считаются более быстроходными, имеют увеличенную остойчивость на стоянке и малом ходу, позволяют лучше использовать внутренний объем корпуса. Остроскулые обводы также более пригодны для самостоятельной постройки, поскольку имеют более простую поверхность, разворачивающуюся на плоскость.
Слань - съемный днищевый настил на маленькой шлюпке, катере и др.
Спинакер - треугольный, симметричный или асимметричный, полноскроенный из легкой ткани передний парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветренного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.
Спутниковая навигационная система - GPS (global positioning system) - общее название систем, позволяющих получать точные координаты места, обрабатывая сигналы со специальных искусственных спутников Земли. Стаксель - ближайший к мачте косой передний парус.
Створные знаки - береговые парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы со щитами, пирамиды и т. д.), предназначенные для указания направления, ширины фарватера, а также для разметки мерной линии.
Стоп-анкер - вспомогательный запасной якорь, обычно уложенный на юте.
Стопор - 1. Устройство для зажима ходового конца. 2. Узел (кноп) на конце снасти, для предотвращения ее выхлестывания из блока (кипы).
Судовая роль - список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями на яхте, фиксацией времени и порта прибытия/убытия, на бланке, где указано название судна и порт его приписки.
Судовой ход - водное пространство на внутреннем судоходном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и карте.
Судовые навигационные огни - основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
Сходня - переносной трап, используемый для схода на берег.

Т

Таблицы приливов - пособия, служащие для определения моментов наступления и высот приливов и отливов каждые сутки, а также высоты уровня прилива в любой момент времени в прибрежных районах. Такелаж - совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами. Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фордуны, штаги) и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий такелаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий такелаж парусов (фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).
Тали - тяговое, грузоподъемное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через которые проводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие.
Талреп - вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прутка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.).
Томбуй - поплавок, служащий для указания места нахождения отданного якоря. Соединен буйрепом с якорем.
Тонна регистровая - 1 регистровая тонна соответствует 2,83 кубических метра (100 кубическим футам).
Траверз - направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (его диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета называется траверзным расстоянием.
Травить - ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное действие - выбирать.
Транцевая плита - горизонтальная плита, устанавливаемая на транце для облегчения выхода на глиссирование и уменьшения ходового дифферента. Обычно имеет возможность регулирования угла наклона относительно транца, что позволяет добиться наиболее выгодного режима плавания при различных вариантах загрузки лодки или катера.
Трап - лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъема людей со шлюпки, из воды.
Трапеция - трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания экипажа за борт при откренивании (для противодействия ветровому кренящему моменту).
Трейлер - прицеп к автомобилю для транспортировки катеров и яхт, их спуска и подъема из воды.
Тренд - узел соединения лап и веретена якоря.
Тримаран - трехкорпусное судно.
Трос - канатно-веревочное изделие из естественных или искусственных волокнистых материалов или из стальной проволоки.
Трюм - пространство в корпусе судна между внутренней обшивкой и пайолами.

У

Увалиться (под ветер) - изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением ветра увеличился.
Узел - принятая в мореплавании единица скорости, равная 1 морской миле в час.
Уишбон - гнутый гик с обеих сторон паруса (на виндсерфере).
Управляемость - способность яхты подчиняться управлению рулем и парусами. Во многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.
Устойчивость (на курсе) - способность яхты не отклоняться от основного курса. Зависит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа.
Упорный подшипник - подшипник, воспринимающий и передающий на корпус судна осевой упор гребного винта на переднем и заднем ходу. В судовых двигателях небольшой мощности, как правило, встроен в корпус редуктора.
Утка - специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Ф

фал - снасть, служащая для подъема отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр.
Фалинь - трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.
Фальшборт - легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и защиты ее от заливания.
Фальшкиль - 1. Доски, брусья или металлические полосы, пришиваемые к килю судна для предохранения его от повреждений при ударе о грунт. 2. Тяжелый свинцовый или чугунный балластный киль на яхтах, препятствующий их крену и опрокидыванию.
фарватер - безопасный проход для судов в районе навигационных опасностей.
Фьорд - узкий, глубокий, разветвленный залив (бухта) с высокими скалистыми берегами.
Фок-мачта - передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмачтовых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней.
Фордевинд - 1. Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2. Поворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса.
Фордек - носовая часть палубы судна.
Форпик - носовой отсек судна от форштевня до первой (таранной) переборки.
Форштевень - деревянная или металлическая балка в носу судна, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса, в нижней части переходящая в киль.
Фофан - разновидность гребной шлюпки.
Фриборт - надводный борт судна.
Футшток - шест или рейка с делениями для измерения глубины или наблюдения за уровнем воды в море, озере, реке.

X

Характеристика огня - характер цвета и изменения свечения навигационного знака.
Хват-тали - тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков.
Ходить (на судне) - находиться на борту во время плавания. См. также - На ходу.
Ходовые огни - уст. название судовых навигационных огней судна на ходу.
Ходовой знак - береговой знак навигационного оборудования на реках, применяемый для указания судового хода (фарватера), расположенного в непосредственной близости от берега, на котором этот знак устанавливается.

Ц

Центр бокового сопротивления - точка приложения равнодействующей гидродинамических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.
Центровка яхты - уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности и центром бокового сопротивления яхты.
Циклон - обширный воздушный вихрь вокруг области пониженного давления.
Центр тяжести судна - точка приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на все элементы судна.

Ш

Швартов - трос (цепь) для швартовки.
Швартовка - совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки.
Швартовное устройство - шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
Шверт - устройство в виде плавника, убирающегося в корпус швертбота (в швертовый колодец), обеспечивающее в опущенном положении устойчивость на курсе и уменьшение дрейфа.
Швертбот - мелкосидящая яхта со швертом и подъемным, навесным пером руля.
Ширстрек - пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки.
Шкимушгар - тонкий (не более 25 мм) просмоленный линь. Применяется в такелажных работах.
Шкот - снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удерживает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснащаются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.
Шлюп - тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт.
Шлаг - один оборот троса вокруг чего-либо.
Шпангоут - ребро жесткости наружной обшивки корпуса судна, расположенное в поперечной плоскости.
Шпация - расстояние между двумя соседними шпангоутами.
Шпигат - отверстие для стока воды в фальшборте или ватервейсе.
Шпиль - большой ворот с вертикальной осью для выбирания якорь-цепи и швартовов.
Шпор - нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний конец бушприта.
Шпринг - продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.
Штаг - снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепляющая мачту с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг, между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки паруса, то он получает наименование по названию паруса.
Штуртрос - трос, связывающий штурвал с румпелем.
Шуга - мелкие куски рыхлого льда и комья снега, появляющиеся в воде перед ледоставом.
Шхеры - прибрежная полоса моря или озера с большим числом островов, проливов, банок, скал и камней.
Шхуна - парусное судно с косым вооружением и двумя или более мачтами. На двухмачтовых шхунах передняя мачта равна или ниже задней.

Э

Эстуарий - залив в устье реки, в районе приливно-отливных течений.

Ю

Ют - надстройка в кормовой части. На яхтах ютом называют кормовую часть палубы.

Я

Якорные огни (белые, круговые) - судовые отличительные огни на якорной стоянке.
Ял - многовесельная (более двух) шлюпка военного флота.
Яхта - судно для отдыха (парусное или моторное), без ограничения тоннажа
©2007-2013 Яхтенный информационный портал
Электронная почта: yahta@yahta.su

Информация о проекте
Реклама на сайте






Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг - яхты и катера