Yahta.Su - яхтенный информационный портал
Реклама:
ЯхтИмпорт - продажа яхт и катеров
Моторные яхты и катера Парусные яхты Моторы и двигатели Транспортировка яхт и катеров Яхтенная школа Форум На главную
Где научиться яхтингу?

Словарь яхтсмена
Яхта или катер?
Начало обучения
Основы яхтинга
Части парусной яхты
Курсы парусной яхты
Движение против ветра
Термины
Механика яхтинга
Управление яхтой

Подход к причалу
Растравить паруса

Глоссарий
Правила плавания по водным путям
Первый выход на воду
Все на борт!
Держите руки свободными
Запуск двигателей
Отход от причала
Угол установки двигателя
Время задрать нос
Тормоза на катере?!
Что такое "глубокое V"?
Время опустить нос
Неправильная установка мотора
Установка правильного угла
Вентиляция для винта
Тримминг на мелководье
Внимание оборотам!
Заправка вашего судна
Искусство и наука швартовки
Отход от слипа или причала
Легкий путь из гавани
Ветер к причалу





Механика яхтинга

  • Как работает парус на яхте?
  • Подъем парусов
  • Ваш первый выход на воду
  • Повороты и все, что с ними согласуется
  • Хождение зигзагом и искусство лавировки
Теперь вы немного подготовлены, знаете морские термины и различные типы парусных яхт. Но прежде чем вы прыгнете на борт и отплывете в загадочно-синее море, надо усвоить несколько уроков.

Займемся повседневной для парусного спорта работой, включая принципы подъема парусов, оставления причала и движения под парусом поперек залива. Вы также изучите искусство лавировки, идя против ветра и по нему.

Движущая сила парусного судна

Парусные лодки движутся благодаря силе ветра, скользящего по изогнутым линиям парусов. Это очень похоже на аэродинамическую подъемную силу, действующую на крыло самолета, чтобы держать его в воздухе. Парус развивает лучшую тягу, будучи поставленным под острым углом по отношению к ветру. Следовательно, эффективное плавание нуждается в постоянной настройке паруса и сохранении необходимо оптимального угла к ветру. Если парус слишком потравлен, то будет просто развеваться как флаг и не приводить лодку в движение. Если же он излишне набит, поток воздуха соскальзывает вдоль поверхности паруса и блокируется, как крыло самолета, выпустившего закрылки.

Яхтенная школа - Механика яхтинга

Подъемная сила создается в парусах, когда струи ветра быстрее скользят по выпуклой, подветренной стороне, чем по впадине наветренной стороны.

Не все силы, действующие на парус, будут толкать лодку вперед, если только это не ветер, дующий прямо сзади (фордевинд). Во всех других случаях общая составляющая вектора тяги имеет элемент бокового сноса, который старается столкнуть лодку с курса. Боковой снос (дрейф) зависит от того, как лодка расположена. Дрейф сильнее всего, если лодка лежит круто к ветру, и меньше всего, если лодка идет по ветру.

Приобретение основных навыков плавания под парусом позволяет научиться удерживать яхту на определенном курсе. Планируя курс, надо помнить, что яхта не обязательно пойдет точно в намеченном направлении, особенно в крутой бейдевинд, так как она имеет тенденцию к дрейфу. При плавании в приливных водах отклонение от заданного курса вызывает также течение, направление и силу которого следует заранее уточнить.

В любом положении, если парус набит слишком сильно, движущая сила уменьшается, тогда как дрейф увеличивается. Лодка замедляется и начинает крениться.

Ваш первый выход на воду

Шаг на борт полностью вооруженной яхты - и вы увидите, что ее палуба напоминает гнездо морских крыс: веревки, тросы, лебедки, шкивы и другой непознаваемый материал, как будто после ремонта компьютера, и такой же дорогой. И изучить, как все это работает, чтобы идти в плавание?

Смелее, оглядитесь.

Все это вооружение используется, чтобы держать паруса под эффективным углом к ветру и извлекать максимальную скорость или лучший курс, чтобы направить яхту вперед.

Но это не столь трудно, как кажется (конечно, ваш преподаватель сказал вам об этом), по крайней мере, когда вы только подбираетесь к конкурентоспособному уровню. Пара часов на яхте адекватна для начала.

Необходимо также убедиться, что район первого выхода достаточно просторен и подходящ для новичка. Если возникают какие-либо сомнения, можно спросить совета или, еще лучше, сделать так, чтобы опытный яхтсмен сопровождал вас в первых плаваниях. Перед спуском яхты на воду следует удостовериться, что у вас есть все необходимое оборудование и что любая свободная вещь надежно закреплена.

Основные шаги для выхода на воду не настолько просты, как это может показаться, но они все же не намного более трудны. Конечно, они есть, и без этих тонкостей никуда, но вы их изучите, поскольку получаете первый опыт:

1. Яхта в воде и привязана к причалу. Разместите грот на палубе рядом с гиком.

2. Подготовьте все необходимое к плаванию на парусном судне. Прежде всего еще раз проверьте стоячий и бегучий такелаж, надежно закрепите в кокпите все лежащие и болтающиеся предметы и, наконец, закрепите парус.

3. Нижний край грота вставьте в ликпаз гика. Спереди закрепите его люммелем; со стороны кормы соедините гик с блоком шкотов. Верхнюю часть паруса вставьте в ликпаз мачты, прикрепите к ней грота-фал и немного поднимите.

4. Оставшуюся часть грота привяжите несколькими бензелями к гику, чтобы парусина не свешивалась в кокпит и не мешала отчаливать от берега. Следите за тем, чтобы грота-шкот нигде не застрял.

5. Галсовый угол стакселя следует присоединить к точке крепления стаксель-штага. Для этого используют либо жесткое крепежное приспособление на палубе, либо подвижный проволочный трос, с помощью которого можно дополнительно натянуть переднюю шкаторину.

6. Затем прикрепите снизу вверх ракс-карабины стакселя к стаксель-штагу.

7. Наконец, очередь за фалом. Только напоследок нужно прикрепить стаксель-шкоты к шкотовому углу, далее с помощью специальных проушин и роликов направить их в кокпит и завязать конец шкота узлом-восьмерочкой, чтобы шкот неожиданно не развязался.

8. Подробно разъясните членам экипажа, как судно будет отчаливать от причала, кто что обязан делать и кто какие задачи будет выполнять. Краткая планерка - ее нужно провести заранее, в спокойной обстановке - поможет удачно отчалить от берега.

9. Затем нужно поднять грот. Подъем осуществляется по команде: "Приготовиться к подъему грота!" Если все приготовлено, следует ответ: "К подъему грота готовы!" Капитан, удостоверившись, что лодка действительно располагается по ветру, дает команду: "Поднять!"

10. Теперь тянут фал, пока парус не окажется наверху. Выбранный втугую фал привязывают к утке или закрепляют рядом с мачтой в стопоре. Аккуратно крепите фал, чтобы в случае необходимости можно было вновь быстро отдать его.

11. Затем поднимают стаксель. Его подъем также осуществляют по команде капитана: "Приготовиться к подъему стакселя!" После того, как получен ответ: "К подъему стакселя готовы!", звучит приказ: "Поднять!" Фал нужно тщательно выбрать - а потом закрепить.

12. Привязать шкоты стакселя, используя узел или мочку, и провести их через шкивы (известные морякам как "блоки") назад в кокпит, каждый шкот идет по своему борту.

13. Заложите фал стакселя к фаловому углу. В ветреный день он легко может улететь с передней палубы. Посадите матроса на стаксель, пока вы не готовы его поднять. Теперь, наконец, можно отчаливать от берега. Но прежде чем вы отодвинете лодку от пирса, сделайте еще одну заключительную проверку, убедитесь, что шкоты стакселя и грота ослаблены и не заполнятся немедленно, когда вы отойдете.

Выйдя на воду

Начиная плавание, поднимите грот, а затем стаксель, если вы уже не сделали это. Подтяните их потуже к вершине мачты, наматывая фалы на утки аккуратно. Никогда не вяжите фалы в узел, который трудно быстро развязать, и всегда удостоверяйтесь, что концы закреплены надлежащим образом. Чтобы вы могли быстро спустить паруса, единственный способ резко остановиться против ветра - в положении левентик. Так как лодка указывает непосредственно на ветер, единственная вещь, которая случается в этом положении, - паруса начинают полоскать быстро и громко, если есть много ветра. Если приходится спускать яхту на воду в переполненной судами гавани или же на узкой реке, то разумнее выйти на веслах в более свободную акваторию, прежде чем ставить паруса. В первом выходе основным должно быть плавание в галфвинд (желательно между двух буев так чтобы, попрактиковаться в повороте овер-штаг вокруг них).

Яхтенная школа. Механика яхтинга.

В опасных местах, даже наиболее опытные моряки часто используют двигатели.
Фото Ольга Стрельцова

Чтобы заставить паруса заполниться, выдвиньте нос от ветра или подгребите веслом так, чтобы он немного отвернулся от ветра. Это позволит ветру ударить в паруса под углом больше чем 45 градусов.

Чтобы повернуть лодку, используют стаксель. Поддержка стакселя достаточна, это означает начало плавания. Стаксель обычно заводит на ветер баковый матрос, вынося его с одной стороны носа. В это время румпель перекладывают в противоположную сторону. Бриз ловит стаксель и поворачивает яхту в желательном направлении.

Управление парусами

Как только вы спускаете лодку на воду, на нее начинает действовать ветер и она движется. Начинающим яхтсменам нужно научиться ориентировать себя и свою яхту относительно ветра. Процесс обучения можно ускорить, если наблюдать окружающую обстановку не только в море, но и на суше.

После того как установлено направление ветра, следует оценить его влияние на курс яхты. Известны такие курсы по отношению к ветру, как левентик, бейдевинд, галфвинд фордевинд, бакштаг.

Важно помнить, что яхта никогда не ходит прямо против ветра. Практически большинство яхт не могут удерживать курс под углом меньше 45° к ветру, поэтому для достижения цели, лежащей в пределах этого сектора, надо сделать серию зигзагообразных маневров по отношению к ветру (известных как хождение галсами, или лавировка). Метод остановки "в положении левентик" предполагает, что есть область приблизительно 45° с обеих сторон направления ветра, в которой невозможно управлять судном и идти вперед. Эта зона называется зоной невозможного плавания.

Для приведения яхты в движение надо переложить румпель по направлению к рулевому и отворачивать нос яхты от ветра, паруса при этом наполняются ветром и яхта уваливает. Начинать движение из положения носом против ветра (левентик) значительно труднее, так как необходимо вынести стаксель на наветренный борт, а затем перенести его на подветренный. Для обеспечения движения яхты вперед оба паруса должны быть соответствующим образом отрегулированы и выбраны. В случае необходимости остановиться надо привести яхту как можно круче к ветру или растравить шкоты, обезветрив паруса.

Безопасные повороты под ветром

Когда вы начинаете плавать, легче всего привыкнуть к использованию главных элементов управления при плавании курсами галфвинд или бакштаг. Это самый быстрый и самый легкий способ плавания. Он гарантирует хорошую способность к реагированию, когда не требуется очень точного регулирования установки парусов, расположения шверта или баланса веса. Изучение изменений курса помогает понять, какие виды плавания существуют. Лучший способ понять курсы от направления против ветра к направлению по ветру - это начать с галфвинда, когда судно идет поперек направления ветра. Если считать галфвинд начальной точкой отсчета курсов относительно ветра, то курсы, лежащие круче к ветру, будут наветренными, а лежащие ниже галфвинда - подветренными курсами. Никогда не забывайте следить за курсом. Ваша цель состоит в том, чтобы дойти самым быстрым способом до места назначения. Это не обязательно должен быть прямолинейный курс.

Если ваша цель, например, находится против ветра, чтобы достичь ее, вы должны будете идти в лавировку. А значит, вы должны решить, когда начать лавировать, и при этом учесть дрейф. Даже когда вы идете курсом бакштаг, боковые силы приведут к небольшому дрейфу, и ваш фактический курс немного изменится в подветренную сторону. Учтите это, держась против ветра. Также будьте в курсе всех течений, которые могут изменить направление движения лодки. (см. соответствующий раздел).

Смена галса, лавировка

Смена галса является процедурой достижения цели, которая находится впереди меньше чем на 45 градусов от направления ветра. Идя зигзагообразным курсом, ваша яхта в конечном счете доберется к цели, которой ей никогда не достичь, идя прямо на ветер.

Движение против ветра очень походит на шов швейной машинки "зиг-заг" и называется в парусной терминологии "лавировка". Начиная ее, проверьте, чтобы все члены экипажа были готовы к этому, отдавая команду "К лавировке приготовиться". По первой команде "К повороту!", которая подается заблаговременно, экипаж занимает свои места. Подветренный стаксель-шкот отдают со стопора и берут в руки. Рулевой, если необходимо, уваливает яхту и увеличивает скорость.

По второй команде - "Поворот!" - рулевой кладет руль на ветер и приводит судно. В это же время травят подветренный стаксель-шкот, который крепят в момент пересечения носом яхты линии ветра. Затем сразу же отдают ставший подветренным стаксель-шкот.

Рекомендуется травить стаксель-шкот в тот момент, когда парус начинает сам переходить на другой галс, но не раньше, так как тянущая способность стакселя сохраняется, пока он работает, и скорость при повороте не уменьшается.

Если рулевой начал поворот не набрав нужного хода или в момент поворота яхта получила сильный удар встречной волной в наветренную скулу, поворот может не выйти. Если остановившуюся яхту ветром возвратит на прежний галс, то ничего не остается, как снова набрать скорость и сделать вторую попытку повернуть. Обычно вторая попытка бывает успешной.

Сразу же после поворота полезно немного пройти чуть полней с не выбранными до конца стаксель-шкотами и слегка потравленным гика-шкотом. Это дает возможность быстрее набрать скорость на новом галсе и избежать возникающего при повороте дрейфа. Шкоты выбирают сразу же, как только яхта наберет ход и рулевой приведет судно до курса крутой бейдевинд.

©2007-2013 Яхтенный информационный портал
Электронная почта: yahta@yahta.su

Информация о проекте
Реклама на сайте






Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг - яхты и катера